Тренировочный процесс

Программа развития

razv

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №19»

                                                                                          

                                                                                          Утверждаю

                                                                                             Директор МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19»             

                                                                                             _____________В.П.Сапожников

                            

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Специализированная детско-юношеская спортивная школа

олимпийского резерва № 19»

на 2014 – 2019 гг.

МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19» г. Ярославля была открыта в ноябре 2001 года (Постановление мэра г. Ярославля от 27 августа 2001 г. №2584 "О создании муниципального учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа №19"). Статус специализированной детско-юношеской спортивной школы получен в 2003 г.

Школа имеет три отделения, соответствующих реализуемым дополнительным образовательным программам:

- отделение легкой атлетики;

- отделение триатлона;

- отделение велоспорта.

Численность обучающихся на 01.09.2013 года:

легкая атлетика - 375 человек; триатлон - 89 человек.

Контингент занимающихся составляет 400 человек.

        Основная цель деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 19» – способствовать самосовершенствованию и достижению учащимися высокого уровня спортивных результатов, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, нравственных качеств.

         Основные задачи деятельности МОУ ДОД «СДЮСШОР № 19» заключаются:

- в обеспечении необходимых условий для разносторонней физической подготовки, укрепления здоровья учащихся;

- в формировании у детей и подростков устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях легкой атлетикой и триатлоном, повышение уровня образованности в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

- в подготовке спортсменов высокой квалификации с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- в подготовке спортсменов- инструкторов и судей по лёгкой атлетике и триатлону;

- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса, формирование сборной города Ярославля, подготовки спортивного резерва для состава сборных команд России по лёгкой атлетике и триатлону.

- укрепление материально-технической базы для занятий легкой атлетикой и триатлоном.

      Обучение в СДЮСШОР № 19 является одним из видов трудовой деятельности, физического и нравственного воспитания учащихся.    

        Обучение в СДЮСШОР № 19 направлено на повышение адаптации учащихся детей к жизни в обществе, развитие их волевых и гражданских качеств, формирование здорового образа жизни.

СДЮСШОР № 19 создаёт условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся.

Первоочередные меры по реализации цели и задач Программы

1. Создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей в регулярные занятия легкой атлетикой и триатлоном, для подготовки спортсменов высокого класса.

2. Обеспечение межведомственного подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт.

З. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия легкой атлетикой учащейся молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы реализации Программы

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. Приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны стать – самореализация и саморазвитие.

2. Непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп.

З. Дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию легкой атлетики и триатлона с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.

4. Открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, форм организации соревнований в процессе физического воспитания и образования детей, в подготовке спортсменов высокого класса.

6. Использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья детей, профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта.

Механизм реализации Программы

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается ещё в детстве, именно на этом этапе жизни необходимо сконцентрировать внимании на:

-   повышение ответственности родителей за здоровье детей;

- совершенствование программно-методического организационного и медицинского обеспечения учебного процесса.

Исходя из задач, стоящих перед спортивной школой, педагогическим коллективом определены основные направления деятельности СДЮСШОР № 19 на период с 2014 года по 2019 год:

1. Совершенствование дополнительных образовательных программ с учетом полученной информации и изменений условий в процессе их реализации.

1.1. Результаты педагогической деятельности:

- количественные и качественные показатели подготовки:

а) спортсменов массовых и спортивных разрядов;

б) спортивных судей и спортсменов-инструкторов;

в) членов сборных команд города Ярославля, Ярославской области, РФ.

- полученные объективные данные о состоянии педагогического процесса:  

а) комплектование групп начальной подготовки, учебно-тренировочных   групп, групп спортивного совершенствования и высшего спортивного   мастерства;

б) качество проведения учебно-тренировочных занятий;

       в) качество текущего, годового и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса тренерами-преподавателями СДЮСШОР № 19;

г) качество планирования системы соревнований, контроля за уровнем физической, технической и других сторон подготовленности учащихся, а также ориентации и отбора перспективных спортсменов;

д) результативность работы тренеров-преподавателей, динамика спортивных результатов;

1.2. Существенные изменения внешних и внутренних условий для реализации педагогического процесса, выявление проблем в спортивной школе с вариантами их решения:

а) улучшение или ухудшение демографической ситуации в городе;

б) изменение законодательной и нормативной базы;

в) изменение условий финансирования учебного процесса;

г) изменения потребностей родителей и детей, а также запросов общества;

д) расширение диапазона задач решаемых спортивной школой (в том         числе и по решению собственника)

2. Улучшение материально-технического, информационного, методического и организационного обеспечения учебно-тренировочного и воспитательного процесса в СДЮСШОР № 19.

2.1. Дальнейшее обеспечение учебного процесса спортивным оборудованием и инвентарем:

- приобретение стандартного оборудования и инвентаря общего и индивидуального пользования, а также спортивной формы в объемах выделяемых бюджетом города Ярославля и внебюджетных средств учреждения;

- ремонт имеющегося спортивного оборудования и инвентаря за счет бюджета, внебюджетных средств учреждения, а также силами педагогического коллектива и учащихся спортивной школы;

- изготовление из средств бюджета и благотворительных поступлений (в том числе выполнением услуг) нестандартного спортивного оборудования необходимого в учебно-тренировочном процессе;

- качественное улучшение судейского и другого оборудования необходимого для организации и проведения мероприятий.

2.2. Улучшение условий для проведения учебно-тренировочных занятий:

- заключение договоров на пользование спортивными сооружениями с включением в них приложений с перечнем выполняемых ремонтных и других видов работ, необходимых для улучшения условий проведения учебно-тренировочных занятий;

- увеличение времени и мест проведения учебно-тренировочных занятий в местах с пересеченным рельефом;

- разработка и внедрение проекта по созданию спортивной трассы на лыжной базе «Яковлевская», ежегодный ремонт и обслуживание спортивной трассы на лыжной базе «Яковлевская»;

- улучшение сопутствующих учебно-тренировочному процессу бытовых условий для тренеров-преподавателей и учащихся спортивной школы (раздевалок, душевых).

2.3. Внедрение методических разработок и учебно-методических пособий в учебно-тренировочный процесс:

- приобретение и разработка собственными силами;

- проведение анализа результатов применения новых методик в спортивной подготовке.

2.4. Повышение квалификации тренеров-преподавателей СДЮСШОР № 19:

- обучение тренеров-преподавателей на курсах повышения квалификации в профильных учебных заведениях;

- стимулирование к повышению образовательного уровня;

- участие педагогических работников в проводимых научно-методических семинарах, образовательных форумах, конкурсах на звание лучшего по профессии;

- плановое прохождение процедуры аттестации для повышения категории;

2.5. Совершенствование организационного обеспечения учебно-тренировочного процесса:

- совершенствование расписания учебно-тренировочных занятий с целью разгрузки наиболее востребованных часов за счет распределения мест занятий, сочетания дней отдыха с тренировочными днями, использование тренировок различной направленности и протяженности по времени;

- совершенствование календаря спортивно-массовых мероприятий с учетом потребностей педагогического коллектива и учащихся спортивной школы;

- совершенствование системы набора и отбора детей в учебно-тренировочные группы.

2.6 Расширение информационной составляющей педагогической работы:

- расширение традиционных (газеты, журналы, методические пособия и т.д.) и внедрение новых источников получения информации (Интернет - технологии, мультимедийные презентации, электронные пособия и другие);

- создание методических фондов в СДЮСШОР № 19;

- информационный обмен с учреждениями спортивной направленности г. Ярославля, создание каталога методических средств имеющихся в них.

2.7. Расширение сотрудничества с организациями заинтересованными в развитии легкой атлетики:

- расширение числа предприятий и организаций оказывающих финансовую помощь (выполнение услуг);

- расширение сотрудничества с федерациями по видам спорта и другими физкультурно-спортивными организациями в области улучшения спортивно-массовой работы;

- развитие сотрудничества в области подготовки специалистов по физической культуре, в том числе и тренеров-преподавателей по легкой атлетике и триатлону.

3. Популяризация легкой атлетики и триатлона среди жителей города Ярославля, привлечение их к активным занятиям оздоровительными формами легкой атлетики и триатлона

3.1. Работа, направленная на привлечение жителей города к активным занятиям оздоровительными формами легкой атлетики и триатлона:

- увеличение количества проводимых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности для детей, подростков и взрослого населения города;

- содействие созданию городского клуба любителей бега и совместная с ним работа по популяризации оздоровительных форм легкой атлетики и триатлона;

- привлечение к участию в городских оздоровительных мероприятиях руководителей и работников городских организаций и предприятий, педагогов и учащихся образовательных учреждений, а также их родителей.

3.2. Создание позитивного отношения к здоровому образу жизни через рекламу легкой атлетики и триатлона в средствах массовой информации (эффект постоянного присутствия рекламы спорта в СМИ):

- создание социально-направленной рекламы здорового образа жизни (выпуск печатной продукции – вымпелы, афиша, информационно-художественные буклеты о соревнованиях, спортсменах и тренерах;

- планомерная работа со спортивными редакциями города по освещению мероприятий по легкой атлетике и триатлону (отчеты и информация о подготовке спортсменов к соревнованиям);

- открытие Интернет-страницы с размещением информационных материалов о спортивных событиях, известных спортсменах, календарь мероприятий.

4. Совершенствование системы подготовки спортсменов.

4.1. Внедрение новейших технологий подготовки спортсменов высокого уровня основанных на новых научных данных:

- из области анатомии, физиологии и психологии, адаптационных возможностях организма;

- о построении тренировочного процесса на различных этапах годовой и многолетней подготовки спортсменов;

- использование новых данных спортивной медицины и фармакологии;

- использование технологий подготовки с применением технических средств.

4.2. Совершенствование системы соревнований:

- увеличение, как числа соревнований, так и спортивных дисциплин легкой атлетики и триатлона;

- пропорциональное планирование различных по уровню и значению соревнований (для разных по возрасту и мастерству групп, выездных и проводимых дома, массовых и внутришкольных);

- совершенствование организационной работы по проведению соревнований, с целью привлечения внимания общественности и повышения престижности проводимых соревнований.

4.3. Увеличение финансовых расходов на подготовку и выступление спортсменов в соревнованиях:

- привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников для проведения и участия в соревнованиях различного уровня (гранты, городские целевые программы, благотворительная помощь, оказание услуг по проезду, размещению и питанию спортсменов);

- работа с Управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, Агентством по физической культуре и спорту по Ярославской области и другими организациями, имеющими средства на спортивные мероприятия, по формированию статей расходов в их бюджете на проведение и участие в соревнованиях по легкой атлетике и триатлону;

- увеличение финансовых средств в смете расходов СДЮСШОР № 19 на проведение и участие в соревнованиях.

4.4. Развитие «новых» для спортивной школы спортивных дисциплин легкой атлетики и триатлона.

5. Повышение эффективности финансовой и хозяйственной деятельности

        5.1. Увеличение финансовых средств по всем статьям, а также выделение средств на статьи расходов ранее не планировавшихся в годовой смете спортивной школы (ремонт оборудования и спортинвентаря, подписка на периодические издания, приобретение методической литературы, пользование электронной почтой);

         5.2. Развитие договорных отношений с организациями «Арендодателями»:

(в том числе и на безвозмездной основе);

6. Повышение результативности работы по оздоровлению детей в летний период (и в период каникул в учебном году)

6.1. Увеличение числа детей в оздоровительных лагерях дневного пребывания и загородных из состава учащихся СДЮСШОР № 19:

- работа по пропаганде летнего отдыха в сочетании с учебно-тренировочными занятиями среди учащихся СДЮСШОР № 19 и их родителями;

- привлечение тренеров-преподавателей к работе в летний период, как из числа штатных работников, так и работающих по совместительству;

- поощрение (в том числе и материальное отличившихся в работе по оздоровлению) педагогов;

- поиск дополнительных финансовых средств, для одаренных детей, чьи родители не имеют возможность приобрести путевку;

- выделение финансовых средств для сборной команды СДЮСШОР № 19 выезжающих в оздоровительные лагеря для проведения базового учебно-тренировочного сбора.

7. Целенаправленное проведение кадровой политики

7.1. Повышение квалификации тренерско-преподавательского состава СДЮСШОР № 19:

- обучение на курсах повышения квалификации в Институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, участие в семинарах и других формах повышения квалификации проводимых в г. Ярославль;

- проведение методической работы внутри спортивной школы, обмен опытом во время проведения соревнований по легкой атлетике с тренерами-преподавателями других спортивных школ.

7.2.Профессиональная ориентация учащихся СДЮСШОР № 19:

- ориентация учащихся на поступление в учебные заведения спортивного профиля;

- работа с учебными заведениями по проведению педагогической практики с их студентами, отбор лучших из них для работы в спортивной школе.

7.3. Привлечение к работе по совместительству в качестве тренеров-преподавателей по легкой атлетике и триатлону лучших учителей физической культуры общеобразовательных школ города.

8. Совершенствование воспитательного процесса

8.1. Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований:

- применение наглядной информации – стенды, фотографии, плакаты о достижениях спортсменов и тренеров школы;

- проведение тренировок с ведущими спортсменами;

- выполнение специальных тренировочных заданий повышенной сложности для воспитания волевых качеств.

8.2. Мероприятия, направленные на решение воспитательных задач:

- поисковая работа (поиск ветеранов спорта, шефская работа с ними, изучения спортивной истории своего города, спортивной школы);  

- шефская работа с группами начальной подготовки (организация физкультурных мероприятий, походов, подвижных игр с детьми);

- трудовая деятельность (ремонт спортивных площадок, изготовление простейшего спортинвентаря, уборка прилегающей к школе территории);

- популяризация физической культуры и спорта (показательные выступления, приглашения родителей, ветеранов спорта на соревнования, тренировки);

8.3. Патриотическое воспитание:

- встречи с известными спортсменами, известными работниками спорта, спортсменами-ветеранами войны и труда;

- ведение летописи школы воспитанниками СДЮШОР по легкой атлетике;

- проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории России, города Ярославля и спортивной школы (мероприятия посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы с приглашением ветеранов войны, военнослужащих-спортсменов, Дню города Ярославля и другие).

8.4. Работа с родителями:

- индивидуальная работа с родителями (встречи с тренерами-преподавателями, общение по телефону по неотложным вопросам, посещение тренером семей, посещение родителями соревнований, в которых выступает ребенок);

- проведение родительских собраний (в том числе одного тренера-преподавателя или общешкольных, собрания родителей, дети которых выезжают на соревнования в составе сборной команды СДЮСШОР № 19 или в загородный оздоровительный лагерь, где решаются важные вопросы по экипировке, питанию, финансированию, а также воспитательные вопросы).